+7 (8452) 748-234 +7 (8452) 748-890

Сильная промышленность — основа государства

10 июня 2016

Обсуждение изменений, касающихся банковского сопровождения госконтрактов, а также прав, обязанностей и ответственности исполнителей и заказчиков государственного оборонного заказа, прошло на площадке Общественной палаты РФ, где состоялось совместное заседание Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности по развитию предприятий ОПК, Комитетов СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям по развитию оборонной промышленности.

 

Участвующий в заседании генеральный директор Саратовского электроприборостроительного завода им. Серго Орджоникидзе Дмитрий Ханенко особо отметил, что исполнение требований закона о ГОЗ предусматривает необходимость зеркального отображения условий государственных контактов на всех условиях кооперации головного исполнителя. Но исполнители 3-4 уровня кооперации сотрудничать на таких условиях не всегда согласны, а административного рычага воздействия не было предусмотрено.

Также законопроект не предполагает, например, оплату кредитов, процентов по ним и лизинга через отдельные счета и не предполагает переходного периода, который бы позволил предприятиям перестроиться на работу в новых условиях.

– Возможно, переходный период у каждого предприятия должен быть индивидуальный, так как у каждого своя финансовая и кредитная история, — предложил Ханенко.

Кроме того, он отметил, что поправки в разы увеличивают затраты на документооборот и администрирование деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, поэтому потребуется дополнительный финансовый учет.

При этом закупить сырье и материалы у иностранных поставщиков напрямую становится невозможно, необходимо составить список поставщиков и отправить его на согласование главному исполнителю.

 

Уже к середине месяца Общественная палата РФ внесет все предложения в Государственную Думу.

 

Далее:

Полный текст доклада генерального директора ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе»

 

В настоящее время перед организациями ОПК поставлена задача обеспечения необходимого уровня национальной безопасности государства за счёт ускоренной разработки и внедрения наукоёмкой продукции, создания конкурентоспособных изделий вооружений и военной техники.

Дальнейшее развитие российской промышленности, производящей качественную, конкурентоспособную продукцию является важнейшим стратегическим фактором развития государства. На сегодняшний день большинство предприятий ОПК сталкиваются с общими внутриотраслевыми проблемами:

  1. Высокий моральный и физический износ оборудования.
  2. Технологическое отставание от мирового уровня.
  3. Недозагрузка производственных мощностей.
  4. Нехватка сотрудников инженерно-технических специальностей

Вместе с этим, передовые технологии и современное оборудование лишь необходимое, но недостаточное условие, обеспечивающее достижение целевых результатов. Достижение конкурентоспособности ОПК связано с принципиальным повышением кадрового потенциала отраслей, создающих не только базу обороноспособности и безопасности государства, но и во многом основу его технологического развития.

Это обуславливает необходимость развития системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров, которая обеспечит сохранение и развития кадрового состава организаций ОПК в интересах решения приоритетных задач в сфере науки, техники и технологий, обороноспособности и национальной безопасности России.

В целях сокращения технологического отставания необходима государственная поддержка предприятий, направляющих средства на обновление парка оборудования и освоения передовых технологий производства.

Вместе с этими проблемами, сложившимися за последние десятилетия, в настоящее время сформировался ещё ряд проблем, связанных с участием предприятий ОПК в исполнении заданий ГОЗ.

Последнее время накопилось большое количество проблемных вопросов. К основным, из которых относятся: процедурные вопросы заключения государственных контрактов, уровень рентабельности государственных контрактов, ценообразование на продукцию военного назначения, ответственность заказчиков и исполнителей, включая  вопросы своевременного финансового обеспечения работ по государственного оборонному заказу и другие.

Однако на данный момент особо выделяются проблемные вопросы значительного усложнения механизма финансирования исполнения ГОЗ, связанного с введением новой системы финансового контроля. Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа, которая должна обеспечить прозрачность финансовых операций по всей цепочке кооперации, участвующей в исполнении заданий государственного оборонного заказа, недопущение нецелевого использования бюджетных средств.

В настоящее время на предприятиях, выполняющих работы в рамках государственного оборонного заказа, сложилась сложная ситуация, наиболее критическая – на тех из них, где доля специальной продукции в общем объёме производства превышает 60 процентов.

Проблематика функционирования новой системы финансового контроля неоднократно поднималась и обсуждалась на различных площадках профильных ведомств и общественных организаций. Так, вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Министерств промышленности и торговли различных субъектов Федерации, Союза машиностроителей России, Лиги содействия оборонным предприятиям и других организаций. Неоднократно подготавливались и распространялись методические пособия по практике применения новых требований Федерального закона «О государственном оборонном заказе», предоставлялись комментарии и разъяснения.

Несмотря на это, до настоящего времени предприятия, которые ставят перед собой первоочередную цель – исполнение Государственного оборонного заказа, сталкиваются со значительными трудностями и проблемами, влекущими за собой необратимые последствия.

В частности, в настоящее время оборонно-промышленный комплекс Саратовской области состоит из 27 крупных и средних промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, представляющих все основные подотрасли оборонной промышленности, которые включены Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, в выполнении (соисполнении) работ в рамках государственного оборонного заказа 2015 года приняли участие еще 37 саратовских предприятий, не входящих в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, но участвующих в производстве продукции военного назначения и обладающих двойными технологиями.

Указанные предприятия оказывают существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе, поэтому органами государственной власти области уделяется приоритетное внимание их состоянию, а также вопросам, связанным с формированием и выполнением государственного оборонного заказа.

По результатам работы в рамках выполнения Государственного оборонного заказа 2015 года предприятиями ОПК Саратовской области были подведены первые промежуточные итоги и сформулированы следующие ключевые проблемы исполнения 275-ФЗ:

  1. Новая система не предусматривает переходный период введения в действие. Предприятия оборонного комплекса не могут быстро перестроится на работу в новых условиях. Большое количество кредитных, лизинговых обязательств были приняты на себя предприятиями до введения в действие вышеуказанных изменений, в то время как их исполнение осуществляется уже в период действия федерального закона №275-ФЗ в новой редакции с учетом предусмотренных в нем ограничений. Законом не предусмотрена оплата кредитов, процентов по ним и лизинга через отдельные счета. Складывается ситуация, когда у предприятия в одном и том же банке имеется отдельный счет со свободным остатком и просроченная задолженность по текущим обязательствам.
  2.   Исполнение требований Федерального закона №275-ФЗ в разы увеличивает затраты на документооборот и администрирование деятельности предприятий ОПК. Требуется введение дополнительного управленческого и финансового учета. Наибольшая нагрузка приходится на финансовые службы и службы снабжения. Например, у одного из крупнейших саратовских предприятий ОПК произошло значительное увеличение подписанных договоров – со 161 в 2015 году до 1016 в 2016 (заключенные договоры, договоры в стадии оформления, заявки на поставку продукции в рамках ГОЗ). Подобное увеличение количества контрактов напрямую приводит к значительному приросту количества отдельных счетов. Таким образом, предприятие, которое имело 10 открытых счетов в 2015 году прогнозирует открытие более тысячи отдельных счетов, исходя из ожидаемого числа договоров. Существуют и другие прецеденты. Так по ряду других крупных российских предприятий количество отдельных счетов достигает десятков тысяч. Также отсутствует единое толкование Федерального закона №275-ФЗ уполномоченными банками. Каждый из них предъявляет свои требования, что не обеспечивает единообразие его применения.
  3. Важным принципом нововведения является зеркальное отображение условий Государственного контракта на всех уровнях кооперации Головного исполнителя. Однако, данный принцип сложно применять на третьем и последующих уровнях кооперации, поскольку эти исполнители не заинтересованы в заключении соглашений на данных условиях. Законодательство напрямую не предусматривает какие-либо механизмы их понуждения. Более того, зеркальное отражение условий Госконтрактов на договоры с комплектаторами не всегда возможно. Все риски при этом ложатся на предприятия ОПК. Так же исполнители, по которым сумма годовой потребности не превосходит 500 тысяч рублей, неохотно открывают отдельные счета.
  4. Опережающие закупки возможны, но за счет свободных средств предприятия (или кредитных, проценты по которым нельзя учесть в калькуляции по ГОЗ). Возврат денежных средств произойдет только после закрытия отдельного счета. При этом данный пункт в обязательном порядке должен быть указан в договоре и согласован с Головным заказчиком. Отмечается и следующее: годовую потребность по номенклатуре широкого потребления приходится разбивать на огромное количество договоров и заявок по каждому отдельному счету, что делает планирование консолидированных закупок на годовую потребность практически невозможной. Соответственно дробятся партии, растет цена материалов и покупных комплектующих изделий. Процедура закупки у иностранных поставщиков значительно осложнилась из-за новых требований, предусматривающих согласование списков поставщиков Государственным заказчиком. В свою очередь срок получения согласованного списка может составлять два и более месяцев.
  5. Установленная возможность оплаты иных расходов на сумму в пределах 3 миллионов рублей в месяц не покрывает оплату по крупным контрактам, не говоря уже об оплате за электрическую энергию в части нерегулируемой цены. Следует отметить, что предприятиям ОПК при работе с поставщиками, которые отказались открывать отдельные счета, приходится производить оплату на основной расчетный счет компании. Данный расчет производится через механизм оплаты прочих расходов (до 3х миллионов рублей). В большинстве случаев данная сумма не покрывает даже всех накладных расходов, а произведение авансирования поставщику за ее счет тем более затруднительно.
  6. Согласно требованию Федерального закона №275-ФЗ по результатам выполнения ГОЗ отдельный счет закрывается, а остатки по нему перечисляются Поставщику только после получения уведомления об исполнении контракта от Головного заказчика. Учитывая длительные производственные циклы в ОПК, получение окончательного расчета может сильно затянуться.

Данные проблемы несут комплексный характер и создают трудности в работе практически всех российских предприятий ОПК. Учитывая сложившуюся ситуацию, Государственными органами был подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «о государственном оборонном заказе» и статью 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следует отметить, что данный проект изменений носит актуальный и своевременный характер, а положения данного Федерального закона предусматривают разрешения некоторых сложившихся проблем.

Законопроектом предусматривается предоставление Головному исполнителю права на возмещение расходов, связанных с формированием за счет собственных средств запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при получении авансовых платежей от государственного заказчика.

Законопроектом устанавливается обязательность заключения контракта хозяйствующим субъектом, занимающим в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта. За отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения указанного контракта предусматривается административная ответственность.

В указанном проекте Федерального закона находят свое отражение и другие значимые поправки, упрощающие механизм исполнения ГОЗ в части использования отдельных счетов. Вносимые изменения демонстрируют единообразие направленности взглядов авторов законопроекта и представителей промышленности оборонного комплекса.

Продуктивная работа по совершенствованию положений Федерального закона о ГОЗ должна продолжаться и дальше в выбранном направлении. Только совместная работа органов государственной власти и представителей ОПК позволит довести до совершенства механизм финансового контроля исполнения государственного оборонного заказа комплексно учитывая интересы, как предприятий промышленности, так и интересы государства. Так, одним из первых предложений по совершенствованию механизма финансового контроля исполнения ГОЗ может стать инициатива об ограничении понятий «исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу» и «кооперация головного исполнителя». Необходимо предусмотреть в качестве исполнителя только компании, осуществляющие поставку товаров или услуг на сумму, превышающую пять процентов от цены государственного контракта (но не менее 3 миллионов рублей). При этом должна быть разрешена оплата с отдельных счетов на текущие счета компаний, не являющихся в таком случае исполнителями.

Важно отметить, что все предприятия оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации осознают необходимость и значимость стабильного функционирования механизма регулирования финансового контроля исполнения государственного оборонного заказа. В тоже время тотальный контроль над финансовой деятельностью предприятия ограничивает возможности компаний в части проведения внутренней инвестиционной деятельности и значительно снижает инновационную активность. Учитывая общую заинтересованность государства и предприятий ОПК в создании инновационного и наукоемкого продукта – перспективных образцов вооружения и военной техники, необходимо соблюсти баланс между ужесточением контроля исполнения ГОЗ и финансовой свободой предприятий в части принятия ими решений о направлении средств на внутреннее развитие.

Финансовый контроль не должен стать самоцелью государственного регулирования в сфере ГОЗ. Основной задачей должно стать создание благоприятных условий для успешной деятельности и развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Конкурентоспособные и наукоемкие предприятия оборонно-промышленного комплекса это залог сильной армии, мощной экономики и стабильного государства.

наверх